Архиерейский собор Русской православной церкви (1992) определил совершать празднование Собору новомучеников и исповедников Российских 25 января (7 февраля) — в день памяти убиения священномученика Владимира (Богоявленского) — в случае совпадения сего числа с воскресным днём или в ближайшую неделю (воскресенье) после оного.
____________________________________________________
Василий Дмитриевич Богоявленский родился на Тамбовщине 1 февраля 1867 года третьим по счёту (из десяти) ребёнком в семье священника церкви села Старое Сеславино (Старосеславино) Дмитрия Ивановича Богоявленского (1840—1885) и его законной жены Елизаветы Александровны.
Дед будущего священномученика, создатель церковной библиотеки в Старосеславине, Иван Стефанович Богоявленский (1802—1863) и прадед (по бабушке Евдокии) Никифор Иванович Сеславинский служили священниками той же церкви. Отец и дед были в разное время благочинными своего округа, избирались делегатами епархиальных съездов.
Священномученик архиепископ Василий (Богоявленский) — родственник сщмч. митрополита Владимира (Богоявленского), по свидетельству современников, а именно его четвероюродный брат (по данным генеалогического исследования С.Н. Лютовой и И.И. Серженко, опубликованного в «Вестнике ПСТГУ», см. в разделе «Литература») .
Женился на Елизавете Ивановне (по свидетельству их единственной внучки
Т. Д. Богоявленской, в семье долго хранился портрет её бабушки кисти
Ильи Репина). Правнук В. Д. Богоявленского Вадим — последний прямой
потомок священномученика.
Священство
После окончания Тамбовской Духовной семинарии (со знанием студента, по
первому разряду) 20 сентября 1888 г. Василий Дмитриевич Богоявленский
был рукоположен во диакона к церкви Рождества Христова в селе Старая
Дегтянка Козловского уезда. 11 марта 1890 г. рукоположен во священника
к церкви Покрова Пресвятой Богородицы в селе Овсянка Кирсановского
уезда Тамбовской губернии, и в этой должности состоял до 1896 года,
при этом занимал должность законоучителя в нескольких церковно-
приходских школах.
Неизлечимая болезнь жены заставила о. Василия подумать о других
условиях службы Cвятой Церкви, побудила его расстаться с родной
тамбовской епархией и переселиться в 1896 году в Казань, для
продолжения образования в Казанской Духовной Академии, которую о.
Василий окончил в 1900 г. со степенью кандидата богословия. Будучи
студентом академии, о. Василий состоял законоучителем в Казанской
общине сестер милосердия Красного креста, вел религиозные
собеседования с нижними чинами учебных команд при пяти батальонах,
расположенных при Казанском вещевом интендантском складе. По окончании
о. Василий академии служил в кафедральном соборе, затем в церкви
казанского Троице-Феодоровского женского монастыря, с 1901 г. – в
кладбищенской церкви.
В 1905 году о. Василий вернулся в кафедральный собор на должность
ключаря, одновременно являлся законоучителем Спасо- Феодоровской
школы, затем начальных городского и министерского училищ, а также
Речного училища первого разряда, в течение нескольких лет был членом
комитета по проверке отчетов Казанской Духовной Академии и Казанского
епархиального женского училища, членом-учредителем братства во имя
Пресвятой Богородицы при кафедральном соборе, членом церковного
историко-археологическогно общества. В 1907 году о. Василий был
назначен членом Казанской консистории. В это время он написал
сочинение «Вторая книга Маккавейская: Опыт исагогического
исследования» (Казань, 1907 г.), за которое советом Казанской Духовной
Академии 4 июня 1907 года был удостоен степени магистра богословия.
Монашество
После кончины супруги (не позднее 1904 г.: в этом году В.Д.
Богоявленский уже упомянут как вдовец) продолжил воспитание их
единственного сына Дмитрия.
14 августа 1908 году принял монашеский постриг в Свято-Троицкой
Александро-Невской Лавре от Гдовского епископа священномученика
Кирилла (Смирнова), с оставлением прежнего имени.
15 октября иеромонах Василий был назначен ректором Черниговской
Духовной семинарии с возведением с сан архимандрита.
26 июля 1909 года хиротоносан во епископа Сумского, викария
Харьковской епархии. За два года пребывания на кафедре епископ Василий
благоустроил Куряжский Преображенский монастырь, служивший
местопребыванием Сумского епископа, устроил при нем два
странноприимных дома.
В марте 1911 года стал епископом Новгород — Северским, викарием
Черниговской епархии, а 12 мая того же года был назначен епископом
Черниговским и Нежинским.
За первые два года пребывания на кафедре архиерей объехал епархию,
проповедовал во всех храмах, где совершал богослужения. 26 июня 1911
года в Чернигове были заложены храм во имя святого князя Александра
Невского и епархиальный дом именем императора Николай II, освящение
которых состоялось 14 ноября 1912 года. Никольский дом стал
просветительским центром епархии: его большой зал был предназначен для
проведения лекций, была собрана большая библиотека, организованы музей
церковной старины и школьный музей ученических работ и наглядных
пособий, посредством организации научно-богословских лекций было
широко поставлено дело религиозно-нравственного просвещения, работал
книжный магазин братства святого князя Михаила Черниговского. Епископ
Василий предложил устроить аналогичные братские дома в городах и селах
епархии. Также был создан санаторий для воспитанников духовной
семинарии
По благословению епископа Василия 11 апреля 1912 года в Никольском
хуторе Новгород Северского уезда было открыто второе епархиальное
женское училище (одно уже действовало в Чернигове), с
сельскохозяйственным отделением. Училище вскоре было названо
Васильевским – во имя святителя Василия Великого, в нем на средства
епархиального духовенства была учреждена стипендия именем Василия,
предназначавшаяся для одной из беднейших воспитанниц.
При Троицком монастыре епископ Василий устроил духовную музыкально-
певческую школу.
В 1914 году Черниговское епархиальное управление на собранные
пожертвования приобрело дворец гражданина Завадовского в с. Ляличи
Суражского уезда для размещения в нем просветительских и
благотворительного учреждений. Один из первых взносов на покупку
дворца (1 тыс. рублей) внес Черниговский архиерей. 6 мая 1915 года в
Ляличском дворце состоялось открытие лазарета на 100 мест, его
содержание осуществлялось за счет средств духовенства Черниговской
епархии. 6 августа 1915 года по благословению епископа Василия была
открыта благотворительная столовая на 300 человек. 30 декабря 1916
года состоялось освящение храма при Ляличском дворце, были открыты
второклассная учительская женская школа и при ней начальная школа-
приют для девочек, чьи отцы погибли на фронте.
Епископ Василий активно руководил деятельностью братства святого князя
Михаила Черниговского, созданного в 1888 году. Основными задачами
братства были духовное просвещение, миссионерство и
благотворительность, а также сельскохозяйственная взаимопомощь,
поскольку в братстве в основном состояли крестьяне.
Епископ Василий придавал большое значение издательской деятельности.
Летом 1911 года в связи с намеченным на сентябрь посещением Чернигова
императором Николаем II под руководством епископа Василия и с его
предисловием была создана книга-альбом «Картины церковной жизни
Черниговской епархии из IX вековой ее истории» (К., 1911). В 1912 году
в епархии начал выходить научно-богословский журнал «Вера и жизнь». С
1914 года братство святого князя Михаила Черниговского издавало газету
«Черниговский церковно общественный вестник» (сначала три раза в
неделю, затем ежедневно).

Построен Николаевский епархиальный дом (ныне здание Черниговской
филармонии) с храмом, концертным залом для исполнения духовной музыки
и для религиозно-просветительских целей, с рядом епархиальных
учреждений, в том числе общественно-церковных и благотворительных.
Созданы (еще в бытность викарием в Харьковской епархии) два новых
странноприимных дома для паломников, пребывавших на поклонение к мощам
святителя Феодосия. В Черниговской епархии организован туберкулёзный
санаторий для воспитанников духовной семинарии. О Владыке Василии
отзывались как о прекрасном администраторе и умелом хозяйственнике.
Более всего Владыка заботился о делах милосердия и о народном
просвещении под эгидой Церкви (за шесть лет его святительской
деятельности было создано шесть новых учебных заведений для
представителей всех сословий, в том числе учебных заведений для
взрослых и для лиц женского пола, близок был к реализации план
создания высшего педагогического института для женщин).
5 октября 1916 года возведён в сан архиепископа.
Был членом Святейшего Синода, исполнял обязанности председателя
Издательского совета при Синоде.
После Февральской революции 1917 года архиепископа Василия дважды
арестовывали по распоряжению Черниговского губернского исполкома, что
было инициировано Обер-Прокурором Временного Правительства Львовым: 29
марта 1917 года архиепископ был отправлен в Петроград, обвинен в
узурпации власти и стремлении к наживе, но был освобожден за
недоказанностью обвинений.
14 апреля того же года, по распоряжению Временного Правительства были
уволены все члены Святейшего Синода, кроме архиепископа Финляндского
Сергия (Страгородского). В их числе был и Владыка Василий, который,
будучи обвинён «в приверженности старому строю», был отправлен на
покой как «не соответствующий революционному духу времени» и назначен
настоятелем заштатной Николаевской Теребенской пустыни во имя
святителя Николая Чудотворца Тверской епархии, но уже 11 августа
переведен настоятелем в Заиконоспасский московский в честь
Нерукотворного образа Спасителя ставропигиальный монастырь.
В 1918 г. был избран членом Поместного Собора и Патриаршьего
управления Православной Российской Церкви 1917-1918 годов, главой
комиссии по преобразованию Московского Донского монастыря в особенную
обитель для архиереев РПЦ на покое. 24 июня назначен благочинным
ставропигиальных монастырей.
Мученическая кончина

14 — 17 августа 1918 г. Патриарх Святитель Тихон и Синод постановили
послать архиепископа Василия, архиепископа Матфея (Померанцева) и
мученика миссионера Алексея Зверева в командировку в Пермь для
выяснения обстоятельств ареста и убийства Пермского архиепископа
священномученика Андроника (Никольского). Советское правительство дало
согласие на расследование и даже предоставило комиссии отдельный
вагон.
После произведения следствия Владыка с другими членами комиссии
выехали из Перми в Москву, однако их поезд 27 августа н. ст. 1918 года
был остановлен между Пермью и Вяткой, за мостом через р. Каму, в р-не
современного м/р Пролетарский г. Перми. В вагон ворвались
красноармейцы, вывели членов комиссии из поезда и расстреляли их
(стонавших, израненных прикончили штыками, изрубили шашками).
Материалы расследования, а также значительная сумма денег, собранная
на нужды Поместного Собора, были похищены. Тела, по одной версии,
сбросили с Камского моста в реку, позже их захоронили местные
крестьяне. По другой версии, тела на лодке вывезли сами красноармейцы
и тайно закопали. Когда на могилу архиепископа Василия и других
убиенных началось паломничество, большевики выкопали тела и сожгли их.
Канонизация

В 1981 году решением Архиерейского Собора Русской православной церкви
заграницей канонизирован в лике священномученика со включением Собор
новомучеников и исповедников Российских (без установления отдельного
дня памяти, молитвенное поминовение — в день Новомучеников РПЦ 25 янв.
ст.ст.).
Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на
Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе
2000 года для общецерковного почитания. Одновременно были
канонизированы и погибшие вместе с ним члены соборной комиссии.
Ежегодная его молитвенная память 14 (27) августа.
4 мая 2017 года решением Священного Синода Русской православной церкви включён в собор «Отцев Поместнаго Собора Церкви Русския 1917—1918 гг.» (память 5/18 ноября).
Дни памяти:
— 4 февраля (переходящая) – Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской
— 18 февраля (переходящая) – Собор святых Пермской митрополии
— 27 августа
— 18 ноября – Память Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917–1918 гг.
Источники:
2) http://www.eparhia-tmb.ru/index.php/o-eparxii/svyatye-i-
1) https://ru.wikipedia.org/wiki/Василий_(Богоявленский)
podvizhniki-blagochestiya/vasilij-bogoyavlenskij/