Я свою правду ищу или правду Божию?

«В сегодняшнем Евангелии мы слышали о немилосердном должнике, который, как в молитве «Отче наш», просил: «И остави нам долги наши». И много раз было есть и будет, когда священники говорят людям, которые не могут простить ошибки тех, кто должен, что им не надо читать и строку «как и мы оставляем должникам нашим, так и Ты нам оставляй». 
Мы тоже не можем на это надеяться, если сами не оставляем. 

И в Евангелии четко это описано, что Господь нам многое прощает, а мы и немногое не хотим оставить, не хотим простить.   
В этом чтении, конечно, не описываются отношения между этими двумя товарищами, один из которых другому задолжал. Сам царь простил первому, но тот, вернувшись, стал требовать долг у своего товарища. 
И мы не знаем, первый раз он занимал деньги или не впервые. 
Это вообще интересная тема, как в долг нужно давать. 
Мне одна женщина рассказывала: «Один человек, старый товарищ попросил 100 тысяч, я надеялась, что он отдаст, а он не отдал. А мужу я своему об этом не сказала. И муж меня спросил: «Где деньги?»- и там потом был вопрос… И сколько раз это в жизни происходит: есть какая-то необходимость, возникла у кого-то. Вчера вот рассказывал один знакомый, как родственник жены (а он у него там делами занимается) попросил в долг 350 тысяч, а он говорит: «Ну хорошо, я тебе 200 дам». Это отдельная интересная тема, как в жизни это происходит. Есть, конечно, практика, есть и опыт определенный, у каждого свой. 
Но мы не должны забывать, что на самом деле всё глубже. 
Конечно, мы не ангелы и у нас есть свои заботы и ответственность, но тем не менее, нам часто мало нужно, какой-то ничтожный повод, чтобы осудить — потому что мы видим себя правыми, пытаемся думать о какой-то справедливости, о какой-то высшей истине, и может быть, упускаем такой вариант, что этот человек действительно достал своего товарища, 
почему он в таком негодовании стал с него требовать. 
Бывает же такое? Он много раз или не отдавал или что-то ещё — и всё — чаша терпения переполнилась. Он стал требовать… И тут донесли царю. 
Царь призывает его к себе. И смотрите, как интересно. Вот нам с вами премудрость Божия. 
Господь входит в эти обстоятельства? Нет. Разве Он спрашивает: «Расскажи-ка мне, почему же ты так вконец ожесточился? Что же он, такой негодяй, сделал?»… 
Господь ничего не спросил, Он сказал только: «Почему ты на Меня не посмотрел? Вот Я тебе оставил, а ты — нет». 
Знаете, вообще это очень страшный момент, потому что, какая бы у нас правда ни была, мы ничего Богу не скажем! 

Почему я обижаюсь? Я не смогу Богу ответить, почему я осуждаю. 
Ну, конечно, может быть, буду пытаться ответить: где-то это справедливо, это правильно, правдиво… 
Но Господь сказал: «Бросьте его в темницу». И всё. 
Это начинается уже здесь, когда на душе становится не светло, а темно — оттого, что между нами разлад. И продолжается дальше. 

Как говорил отец Иоанн Крестьянкин, если кто-то плохо что-то делает, а ты осуждаешь — на одну лавочку сядете, на одну скамеечку. 
Не спросит Господь, что ты там, права или не права? Осудила — так же виновата. Осудил — всё. 

Поэтому будем помнить, как в Евангельском чтении сегодня Господь говорит: «Почему ты не посмотрел на Меня?» 
Будем вспоминать: я свою правду ищу или правду Божию? 

Есть хорошие люди, а есть духовно одаренные. Вы знаете, все хорошие. Кто в храм пришел, все здесь хорошие. Стараются все, по возможности, жить по совести. 

Но я хочу, чтоб мы с вами были, или хотя бы стремились быть духовно одаренными людьми. Потому что тогда над нами будет действовать милость Божия, а вовсе не правда человеческая. А милость Божия — это такая радость! Это такая радость, что, знаете, не нужна она, эта правда человеческая, если есть милость Божия. «Блаженны милостивые, ибо тии помилованы будут». Аминь». 

(23 августа 2020 г. Храм в честь собора новомучеников и исповедников Санкт-Петербургских. Иерей Дионисий Вихров)

Собор новомучеников и исповедников Соловецких

23 августа, в день когда вспоминается Собор новомучеников и исповедников Соловецких и Собор Валаамских святых,
в храме в честь Собора новомучеников и исповедников Санкт-Петербургских пос. Петро-Славянка божественную Литургию совершил иерей Дионисий Вихров. 

В этот день в храме читалось Евангелие от Матфея:

«Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими;

когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов,

а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить;

тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу.

Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему.

Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что́ должен.

Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе.

Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга.

Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее.

Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня;

не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, ка́к и я помиловал тебя?

И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга.

Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.»

«В сегодняшнем Евангелии мы слышали о немилосердном должнике, который, как в молитве «Отче наш», просил: «И остави нам долги наши». И много раз было есть и будет, когда священники говорят людям, которые не могут простить ошибки тех, кто должен, что им не надо читать и строку «как и мы оставляем должникам нашим, так и Ты нам оставляй». 
Мы тоже не можем на это надеяться, если сами не оставляем. 

И в Евангелии четко это описано, что Господь нам многое прощает, а мы и немногое не хотим оставить, не хотим простить.   
В этом чтении, конечно, не описываются отношения между этими двумя товарищами, один из которых другому задолжал. Сам царь простил первому, но тот, вернувшись, стал требовать долг у своего товарища. 
И мы не знаем, первый раз он занимал деньги или не впервые. 
Это вообще интересная тема, как в долг нужно давать. 
Мне одна женщина рассказывала: «Один человек, старый товарищ попросил 100 тысяч, я надеялась, что он отдаст, а он не отдал. А мужу я своему об этом не сказала. И муж меня спросил: «Где деньги?»- и там потом был вопрос… И сколько раз это в жизни происходит: есть какая-то необходимость, возникла у кого-то. Вчера вот рассказывал один знакомый, как родственник жены (а он у него там делами занимается) попросил в долг 350 тысяч, а он говорит: «Ну хорошо, я тебе 200 дам». Это отдельная интересная тема, как в жизни это происходит. Есть, конечно, практика, есть и опыт определенный, у каждого свой. 
Но мы не должны забывать, что на самом деле всё глубже. 
Конечно, мы не ангелы и у нас есть свои заботы и ответственность, но тем не менее, нам часто мало нужно, какой-то ничтожный повод, чтобы осудить — потому что мы видим себя правыми, пытаемся думать о какой-то справедливости, о какой-то высшей истине, и может быть, упускаем такой вариант, что этот человек действительно достал своего товарища, 
почему он в таком негодовании стал с него требовать. 
Бывает же такое? Он много раз или не отдавал или что-то ещё — и всё — чаша терпения переполнилась. Он стал требовать… И тут донесли царю. 
Царь призывает его к себе. И смотрите, как интересно. Вот нам с вами премудрость Божия. 
Господь входит в эти обстоятельства? Нет. Разве Он спрашивает: «Расскажи-ка мне, почему же ты так вконец ожесточился? Что же он, такой негодяй, сделал?»… 
Господь ничего не спросил, Он сказал только: «Почему ты на Меня не посмотрел? Вот Я тебе оставил, а ты — нет». 
Знаете, вообще это очень страшный момент, потому что, какая бы у нас правда ни была, мы ничего Богу не скажем! 

Почему я обижаюсь? Я не смогу Богу ответить, почему я осуждаю. 
Ну, конечно, может быть, буду пытаться ответить: где-то это справедливо, это правильно, правдиво… 
Но Господь сказал: «Бросьте его в темницу». И всё. 
Это начинается уже здесь, когда на душе становится не светло, а темно — оттого, что между нами разлад. И продолжается дальше. 

Как говорил отец Иоанн Крестьянкин, если кто-то плохо что-то делает, а ты осуждаешь — на одну лавочку сядете, на одну скамеечку. 
Не спросит Господь, что ты там, права или не права? Осудила — так же виновата. Осудил — всё. 

Поэтому будем помнить, как в Евангельском чтении сегодня Господь говорит: «Почему ты не посмотрел на Меня?» 
Будем вспоминать: я свою правду ищу или правду Божию? 

Есть хорошие люди, а есть духовно одаренные. Вы знаете, все хорошие. Кто в храм пришел, все здесь хорошие. Стараются все, по возможности, жить по совести. 

Но я хочу, чтоб мы с вами были, или хотя бы стремились быть духовно одаренными людьми. Потому что тогда над нами будет действовать милость Божия, а вовсе не правда человеческая. А милость Божия — это такая радость! Это такая радость, что, знаете, не нужна она, эта правда человеческая, если есть милость Божия. «Блаженны милостивые, ибо тии помилованы будут». Аминь». 

***

По иро­нии судь­бы ме­сто по­движ­ни­че­ства ве­ли­ких рус­ских свя­тых – Со­ло­вец­кие ост­ро­ва в Бе­лом мо­ре – в го­ды боль­ше­вист­ских ре­прес­сий ста­ло ме­стом му­че­ни­че­ства для мил­ли­о­нов невин­но осуж­ден­ных лю­дей, на­силь­ствен­но по­ме­щен­ных в нече­ло­ве­че­ские усло­вия, из ко­то­рых ве­ла толь­ко од­на до­ро­га – к смер­ти. Но как бы ни бы­ли же­сто­ки их ис­тя­за­те­ли, как свет от неуга­си­мой лам­па­ды, над зем­лей ар­хи­пе­ла­га под­ни­ма­лась к небу мо­лит­ва о Рос­сии. И внут­рен­ней, ду­хов­ной сво­бо­ды на Со­лов­ках в го­ды са­мых лю­тых ре­прес­сий бы­ло боль­ше, чем «на сво­бо­де» в СССР.

Свя­тые но­во­му­че­ни­ки Соловецкие, молите Бога о нас!

Алек­сандр Са­ха­ров, про­то­и­е­рей (†1927)
Алек­сандр Ор­лов, про­то­и­е­рей (†1937)
Алек­сандр (Щу­кин), ар­хи­епи­скоп Се­ми­па­ла­тин­ский (†1937)
Ам­фи­ло­хий (Сквор­цов), епи­скоп Ени­сей­ский (†1937)
Ана­то­лий (Гри­сюк), мит­ро­по­лит Одес­ский и Хер­сон­ский
Ан­то­ний (Пан­ке­ев), епи­скоп Бел­го­род­ский (†1937)
Ар­ка­дий (Осталь­ский), епи­скоп Бе­жец­кий (†1937)
Ва­си­лий (Зе­лен­цов), епи­скоп При­лук­ский (†1930)
Вла­ди­мир (Ло­зи­на-Ло­зин­ский), про­то­и­е­рей (†1937)
Вла­ди­мир Мед­ве­дюк, про­то­и­е­рей (†1937)
Гер­ман (Ря­шен­цев) (†1937)
Да­мас­кин (Цед­рик), епи­скоп Ста­ро­дуб­ский (†1937)
Да­ми­ан (Вос­кре­сен­ский), ар­хи­епи­скоп Кур­ский (†1937)
Ев­ге­ний (Зер­нов), мит­ро­по­лит Ни­же­го­род­ский (†1937)
За­ха­рия (Ло­бов), ар­хи­епи­скоп Во­ро­неж­ский (†1937)
Иг­на­тий (Сад­ков­ский), епи­скоп Ско­пин­ский (†1938)
Ила­ри­он (Тро­иц­кий), ар­хи­епи­скоп Ве­рей­ский (†1929)
Иоанн Ска­дов­ский, свя­щен­ник
Иоанн Стеб­лин-Ка­мен­ский, про­то­и­е­рей (†1930)
Иосаф (Же­ва­х­ов), епи­скоп Мо­гилев­ский (†1937)
Иуве­на­лий (Мас­лов­ский), ар­хи­епи­скоп Ря­зан­ский (†1937)
Ни­ко­лай Вос­тор­гов, про­то­и­е­рей (†1930)
Ни­ко­дим (Ко­но­нов), епи­скоп Бел­го­род­ский (†1918)
Ни­ко­лай (Прав­до­лю­бов), про­то­и­е­рей (†1941)
Они­сим (Пы­ла­ев), епи­скоп Туль­ский (†1937)
Петр (Зве­рев), ар­хи­епи­скоп Во­ро­неж­ский (†1929)
Про­ко­пий (Ти­тов), ар­хи­епи­скоп Хер­сон­ский (†1937)
Се­ра­фим (Са­мой­ло­вич), ар­хи­епи­скоп Уг­лич­ский (†1937)

Свя­щен­но­ис­по­вед­ни­ки

Ам­вро­сий (По­лян­ский), епи­скоп Ка­ме­нец-По­доль­ский (†1932)
Афа­на­сий (Са­ха­ров), епи­скоп Ков­ров­ский (†1962)
Вик­тор (Ост­ро­ви­дов), епи­скоп Гла­зов­ский (†1934)
Ни­ко­лай (Ле­бе­дев), про­то­и­е­рей (†1933)
Петр Чель­цов, про­то­и­е­рей (†1972)
Ро­ман (Мед­ведь), про­то­и­е­рей (†1937)
Сер­гий (Го­ло­ща­пов), про­то­и­е­рей (†1937)
Сер­гий (Прав­до­лю­бов), про­то­и­е­рей (†1950)

Пре­по­доб­но­му­че­ни­ки

Ве­ни­а­мин (Ко­но­нов), ар­хи­манд­рит (†1928)
Ин­но­кен­тий (Бе­да), ар­хи­манд­рит (†1928)
Ни­ки­фор (Ку­чин), иеро­мо­нах (†1928)

Пре­по­доб­но­ис­по­вед­ни­ки

Ни­кон (Бе­ля­ев), иеро­мо­нах (†1931)

Му­че­ни­ки

Ан­на Лы­ко­ши­на (†1925)
Ве­ра Сам­со­но­ва (†1940)
Вла­ди­мир Прав­до­лю­бов (†1937)
Сте­фан На­ли­вай­ко (†1945)