«В сегодняшнем Евангелии мы слышали о немилосердном должнике, который, как в молитве «Отче наш», просил: «И остави нам долги наши». И много раз было есть и будет, когда священники говорят людям, которые не могут простить ошибки тех, кто должен, что им не надо читать и строку «как и мы оставляем должникам нашим, так и Ты нам оставляй».
Мы тоже не можем на это надеяться, если сами не оставляем.

И в Евангелии четко это описано, что Господь нам многое прощает, а мы и немногое не хотим оставить, не хотим простить.
В этом чтении, конечно, не описываются отношения между этими двумя товарищами, один из которых другому задолжал. Сам царь простил первому, но тот, вернувшись, стал требовать долг у своего товарища.
И мы не знаем, первый раз он занимал деньги или не впервые.
Это вообще интересная тема, как в долг нужно давать.
Мне одна женщина рассказывала: «Один человек, старый товарищ попросил 100 тысяч, я надеялась, что он отдаст, а он не отдал. А мужу я своему об этом не сказала. И муж меня спросил: «Где деньги?»- и там потом был вопрос… И сколько раз это в жизни происходит: есть какая-то необходимость, возникла у кого-то. Вчера вот рассказывал один знакомый, как родственник жены (а он у него там делами занимается) попросил в долг 350 тысяч, а он говорит: «Ну хорошо, я тебе 200 дам». Это отдельная интересная тема, как в жизни это происходит. Есть, конечно, практика, есть и опыт определенный, у каждого свой.
Но мы не должны забывать, что на самом деле всё глубже.
Конечно, мы не ангелы и у нас есть свои заботы и ответственность, но тем не менее, нам часто мало нужно, какой-то ничтожный повод, чтобы осудить — потому что мы видим себя правыми, пытаемся думать о какой-то справедливости, о какой-то высшей истине, и может быть, упускаем такой вариант, что этот человек действительно достал своего товарища,
почему он в таком негодовании стал с него требовать.
Бывает же такое? Он много раз или не отдавал или что-то ещё — и всё — чаша терпения переполнилась. Он стал требовать… И тут донесли царю.
Царь призывает его к себе. И смотрите, как интересно. Вот нам с вами премудрость Божия.
Господь входит в эти обстоятельства? Нет. Разве Он спрашивает: «Расскажи-ка мне, почему же ты так вконец ожесточился? Что же он, такой негодяй, сделал?»…
Господь ничего не спросил, Он сказал только: «Почему ты на Меня не посмотрел? Вот Я тебе оставил, а ты — нет».
Знаете, вообще это очень страшный момент, потому что, какая бы у нас правда ни была, мы ничего Богу не скажем!
Почему я обижаюсь? Я не смогу Богу ответить, почему я осуждаю.
Ну, конечно, может быть, буду пытаться ответить: где-то это справедливо, это правильно, правдиво…
Но Господь сказал: «Бросьте его в темницу». И всё.
Это начинается уже здесь, когда на душе становится не светло, а темно — оттого, что между нами разлад. И продолжается дальше.
Как говорил отец Иоанн Крестьянкин, если кто-то плохо что-то делает, а ты осуждаешь — на одну лавочку сядете, на одну скамеечку.
Не спросит Господь, что ты там, права или не права? Осудила — так же виновата. Осудил — всё.
Поэтому будем помнить, как в Евангельском чтении сегодня Господь говорит: «Почему ты не посмотрел на Меня?»
Будем вспоминать: я свою правду ищу или правду Божию?
Есть хорошие люди, а есть духовно одаренные. Вы знаете, все хорошие. Кто в храм пришел, все здесь хорошие. Стараются все, по возможности, жить по совести.
Но я хочу, чтоб мы с вами были, или хотя бы стремились быть духовно одаренными людьми. Потому что тогда над нами будет действовать милость Божия, а вовсе не правда человеческая. А милость Божия — это такая радость! Это такая радость, что, знаете, не нужна она, эта правда человеческая, если есть милость Божия. «Блаженны милостивые, ибо тии помилованы будут». Аминь».
(23 августа 2020 г. Храм в честь собора новомучеников и исповедников Санкт-Петербургских. Иерей Дионисий Вихров)
Собор новомучеников и исповедников Соловецких
23 августа, в день когда вспоминается Собор новомучеников и исповедников Соловецких и Собор Валаамских святых,
в храме в честь Собора новомучеников и исповедников Санкт-Петербургских пос. Петро-Славянка божественную Литургию совершил иерей Дионисий Вихров.
В этот день в храме читалось Евангелие от Матфея:
«Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими;
когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов,
а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить;
тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу.
Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему.
Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что́ должен.
Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе.
Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга.
Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее.
Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня;
не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, ка́к и я помиловал тебя?
И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга.
Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.»
«В сегодняшнем Евангелии мы слышали о немилосердном должнике, который, как в молитве «Отче наш», просил: «И остави нам долги наши». И много раз было есть и будет, когда священники говорят людям, которые не могут простить ошибки тех, кто должен, что им не надо читать и строку «как и мы оставляем должникам нашим, так и Ты нам оставляй».
Мы тоже не можем на это надеяться, если сами не оставляем.
И в Евангелии четко это описано, что Господь нам многое прощает, а мы и немногое не хотим оставить, не хотим простить.
В этом чтении, конечно, не описываются отношения между этими двумя товарищами, один из которых другому задолжал. Сам царь простил первому, но тот, вернувшись, стал требовать долг у своего товарища.
И мы не знаем, первый раз он занимал деньги или не впервые.
Это вообще интересная тема, как в долг нужно давать.
Мне одна женщина рассказывала: «Один человек, старый товарищ попросил 100 тысяч, я надеялась, что он отдаст, а он не отдал. А мужу я своему об этом не сказала. И муж меня спросил: «Где деньги?»- и там потом был вопрос… И сколько раз это в жизни происходит: есть какая-то необходимость, возникла у кого-то. Вчера вот рассказывал один знакомый, как родственник жены (а он у него там делами занимается) попросил в долг 350 тысяч, а он говорит: «Ну хорошо, я тебе 200 дам». Это отдельная интересная тема, как в жизни это происходит. Есть, конечно, практика, есть и опыт определенный, у каждого свой.
Но мы не должны забывать, что на самом деле всё глубже.
Конечно, мы не ангелы и у нас есть свои заботы и ответственность, но тем не менее, нам часто мало нужно, какой-то ничтожный повод, чтобы осудить — потому что мы видим себя правыми, пытаемся думать о какой-то справедливости, о какой-то высшей истине, и может быть, упускаем такой вариант, что этот человек действительно достал своего товарища,
почему он в таком негодовании стал с него требовать.
Бывает же такое? Он много раз или не отдавал или что-то ещё — и всё — чаша терпения переполнилась. Он стал требовать… И тут донесли царю.
Царь призывает его к себе. И смотрите, как интересно. Вот нам с вами премудрость Божия.
Господь входит в эти обстоятельства? Нет. Разве Он спрашивает: «Расскажи-ка мне, почему же ты так вконец ожесточился? Что же он, такой негодяй, сделал?»…
Господь ничего не спросил, Он сказал только: «Почему ты на Меня не посмотрел? Вот Я тебе оставил, а ты — нет».
Знаете, вообще это очень страшный момент, потому что, какая бы у нас правда ни была, мы ничего Богу не скажем!
Почему я обижаюсь? Я не смогу Богу ответить, почему я осуждаю.
Ну, конечно, может быть, буду пытаться ответить: где-то это справедливо, это правильно, правдиво…
Но Господь сказал: «Бросьте его в темницу». И всё.
Это начинается уже здесь, когда на душе становится не светло, а темно — оттого, что между нами разлад. И продолжается дальше.
Как говорил отец Иоанн Крестьянкин, если кто-то плохо что-то делает, а ты осуждаешь — на одну лавочку сядете, на одну скамеечку.
Не спросит Господь, что ты там, права или не права? Осудила — так же виновата. Осудил — всё.
Поэтому будем помнить, как в Евангельском чтении сегодня Господь говорит: «Почему ты не посмотрел на Меня?»
Будем вспоминать: я свою правду ищу или правду Божию?
Есть хорошие люди, а есть духовно одаренные. Вы знаете, все хорошие. Кто в храм пришел, все здесь хорошие. Стараются все, по возможности, жить по совести.
Но я хочу, чтоб мы с вами были, или хотя бы стремились быть духовно одаренными людьми. Потому что тогда над нами будет действовать милость Божия, а вовсе не правда человеческая. А милость Божия — это такая радость! Это такая радость, что, знаете, не нужна она, эта правда человеческая, если есть милость Божия. «Блаженны милостивые, ибо тии помилованы будут». Аминь».
***
По иронии судьбы место подвижничества великих русских святых – Соловецкие острова в Белом море – в годы большевистских репрессий стало местом мученичества для миллионов невинно осужденных людей, насильственно помещенных в нечеловеческие условия, из которых вела только одна дорога – к смерти. Но как бы ни были жестоки их истязатели, как свет от неугасимой лампады, над землей архипелага поднималась к небу молитва о России. И внутренней, духовной свободы на Соловках в годы самых лютых репрессий было больше, чем «на свободе» в СССР.
Святые новомученики Соловецкие, молите Бога о нас!
Александр Сахаров, протоиерей (†1927)
Александр Орлов, протоиерей (†1937)
Александр (Щукин), архиепископ Семипалатинский (†1937)
Амфилохий (Скворцов), епископ Енисейский (†1937)
Анатолий (Грисюк), митрополит Одесский и Херсонский
Антоний (Панкеев), епископ Белгородский (†1937)
Аркадий (Остальский), епископ Бежецкий (†1937)
Василий (Зеленцов), епископ Прилукский (†1930)
Владимир (Лозина-Лозинский), протоиерей (†1937)
Владимир Медведюк, протоиерей (†1937)
Герман (Ряшенцев) (†1937)
Дамаскин (Цедрик), епископ Стародубский (†1937)
Дамиан (Воскресенский), архиепископ Курский (†1937)
Евгений (Зернов), митрополит Нижегородский (†1937)
Захария (Лобов), архиепископ Воронежский (†1937)
Игнатий (Садковский), епископ Скопинский (†1938)
Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский (†1929)
Иоанн Скадовский, священник
Иоанн Стеблин-Каменский, протоиерей (†1930)
Иосаф (Жевахов), епископ Могилевский (†1937)
Иувеналий (Масловский), архиепископ Рязанский (†1937)
Николай Восторгов, протоиерей (†1930)
Никодим (Кононов), епископ Белгородский (†1918)
Николай (Правдолюбов), протоиерей (†1941)
Онисим (Пылаев), епископ Тульский (†1937)
Петр (Зверев), архиепископ Воронежский (†1929)
Прокопий (Титов), архиепископ Херсонский (†1937)
Серафим (Самойлович), архиепископ Угличский (†1937)
Священноисповедники
Амвросий (Полянский), епископ Каменец-Подольский (†1932)
Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский (†1962)
Виктор (Островидов), епископ Глазовский (†1934)
Николай (Лебедев), протоиерей (†1933)
Петр Чельцов, протоиерей (†1972)
Роман (Медведь), протоиерей (†1937)
Сергий (Голощапов), протоиерей (†1937)
Сергий (Правдолюбов), протоиерей (†1950)
Преподобномученики
Вениамин (Кононов), архимандрит (†1928)
Иннокентий (Беда), архимандрит (†1928)
Никифор (Кучин), иеромонах (†1928)
Преподобноисповедники
Никон (Беляев), иеромонах (†1931)
Мученики
Анна Лыкошина (†1925)
Вера Самсонова (†1940)
Владимир Правдолюбов (†1937)
Стефан Наливайко (†1945)