17 апреля 2020 года в Великий Пяток Страстной Седмицы Святая Церковь вспоминает Крестные Страдания Господа нашего Иисуса Христа. Великая скорбь объяла всех неравнодушных Христу людей.
С КРЕСТА НЕ СХОДЯТ, С КРЕСТА СНИМАЮТ…
Несение креста – это дело прежде всего ВНУТРЕННЕЕ. Господь больше всего обличал внешнее, показное благочестие, фарисейство. Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 21). Разбойников было два со Спасителем на Голгофе, физически они страдали одинаково, а главное – вера, смирение, покаяние – то есть спасение – было внутри.

ВЕЛИКАЯ ПЯТНИЦА, Распятие, семь слов Христа, сказанные Им на кресте
Христос
сегодня претерпел распятие, Христос висит на кресте в Великую пятницу.
Он долго ходил по земле, долго говорил, долго совершал различные дела,
милости и чудес, которых никто и никогда не совершал. На кресте Он
раскинул руки и замолк, Он говорил, но на кресте очень трудно говорить.
Люди, которые разбираются в этом вопросе, знают, что на кресте умирают
от удушья. Мало того, что больно, так еще и дышать нечем. Но, тем не
менее, Он сказал семь слов, это подсчитано из всех четырех Евангелий. На
кресте Он не творит чудес, Его к этому вынуждают те кто ходят под
крестом и кричат: «Эй, других спасал, себя не можешь спасти, Иисус царь
израилев. Сойди с креста и мы уверуем в тебя!». Но с креста Христос не
сходит, Он отказал себе с противоборством, как от вещей полученных
взаймы, от всемогущества и чудотворства и был теперь как слабые, как мы.
Семь слов Христа на кресте, это семь печатей на священной книге, т.е.
как жертвенник Нового Завета, крест как жертвенник и Он принес себя в
жертву искупительную, Христос является агнцем, который заколается во
спасение мира. И Он все-таки с большим трудом беседует, разговаривает.
Разговаривает Он под крестом с Матерью своей и Иоанном Богословом, они
те, кто не ушел от Него, а все остальные разбежались. И Он говорит
Матери: «Жено, се сын твой», а ученику говорит: «Се мати твоя». И с тех
пор Иоанн Богослов забирает к себе Марию Богородицу и ухаживает за ней, и
они неразлучны до Ее земного успения. Это еще одно косвенное
подтверждение, того что Христос у Нее один, единородный Сын Божий.
Потом
Христос разговаривает с Отцом, Он просит прощение для всех, кто это
сделал, Он говорит: «Отче, прости им, ибо не ведают что творят». Очень
важные слова, потому что люди никогда не знают толком, что они делают, и
в этом есть некая часть искупления, некое извинение человеческих дел.
Уверенные в своей правоте, мы совершаем жуткие вещи.
Христос
продолжает свое служение примирения на кресте и когда дьявол думал, что
Он проклянет всех людей с креста, но Он не проклинает их, но наоборот за
них молится, совершается посрамление лукавому. Потом разбойник, который
ругается и говорит: «Все говорят, что ты Христос. Сними с креста себя и
нас», и один из разбойников прозревает, и его сердцу раскрывается
великая истина, оказывается перед ним Царь и он говорит: «Помяни меня,
Господи, когда приидеши во царствие Твое», — при этом закрывает рот
другому разбойнику, который хулил Бога, сказав ему: «Или ты не боишься
Бога, мы с тобой по делам принимаем достойное, а Он ничего худого не
сделал». Христос же сказал ему: «Сегодня же будешь со Мною в раю».
Разбойник, это величайший человек, у которого открылись глаза души и он
увидел во Христе Царя, и принес Ему молитву, и был помилован, и спасен.
Затем Христа мучает жажда, Он говорит: «Жажду», — и Ему дают губку
полную уксуса. Потом Он кричит самые страшные слова в истории мира,
говорит по арамейски: «Или, Или! Лама савахфани?», — что означает: «Боже
мой, Боже мой! Зачем Ты меня оставил?», — это слова 21 псалма, царь
Давид их произнес, когда ему было дано в духе стать под крестом задолго
до креста. Это говорит нам о том, что Христос не делает своего, а
исполняет пророчество о Себе, а, с другой стороны, в этом крике
совместились все крики всех замученных, всех униженных, всех
обездоленных, все крики страждущих сего мира в этом крике сошлись
воедино. Т.е. Христос практически взял на себя всю боль всего
человечества. Потом Он говорит: «В руки Твои предаю дух Мой». И
последнее, что Он говорит: «Совершилось», — и склоняет голову и предает
дух. Вот семь слов на кресте сказанных. Это то, о чем нужно помнить
всегда и размышлять всегда, это то, перед чем нужно замирать всегда.
МОЖНО НЕСТИ СВОЙ КРЕСТ В МЫСЛЯХ, В ЧУВСТВАХ. Это очень важная часть нашей духовной жизни – БОРЬБА С ПОМЫСЛАМИ. Не осуждать никого даже в мыслях, а молиться. Не распускаться, не капризничать, не раздражаться, а терпеть. Не ругать даже погоду, не сердиться даже на неодушевленные предметы, на узелки, например, которые приходится иногда развязывать на ботинках, а они почему-то не развязываются, а ты, как всегда, опаздываешь: «Ну что ж, вот и слава Богу, это мне упражнение на терпение, для души это лучше, полезнее, чем когда всё идет без сучка без задоринки».
Не обижаться, а принимать укоры и каяться. Не говорить лишнего, а молчать. Не упрямиться, а уступать. Не унывать, а радоваться. Выбирать все время, постоянно благую часть, которая не отымется (Лк. 10, 42), уйдет с нами в будущую жизнь.
Источник: Протоиерей Андрей Ткачев
Несение креста – это дело прежде всего ВНУТРЕННЕЕ. Господь больше всего обличал внешнее, показное благочестие, фарисейство. Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 21). Разбойников было два со Спасителем на Голгофе, физически они страдали одинаково, а главное – вера, смирение, покаяние – то есть спасение – было внутри. МОЖНО НЕСТИ СВОЙ КРЕСТ В МЫСЛЯХ, В ЧУВСТВАХ. Это очень важная часть нашей духовной жизни – БОРЬБА С ПОМЫСЛАМИ. Не осуждать никого даже в мыслях, а молиться. Не распускаться, не капризничать, не раздражаться, а терпеть. Не ругать даже погоду, не сердиться даже на неодушевленные предметы, на узелки, например, которые приходится иногда развязывать на ботинках, а они почему-то не развязываются, а ты, как всегда, опаздываешь: «Ну что ж, вот и слава Богу, это мне упражнение на терпение, для души это лучше, полезнее, чем когда всё идет без сучка без задоринки». Не обижаться, а принимать укоры и каяться. Не говорить лишнего, а молчать. Не упрямиться, а уступать. Не унывать, а радоваться. Выбирать все время, постоянно благую часть, которая не отымется (Лк. 10, 42), уйдет с нами в будущую жизнь. Быть верным своему кресту бывает очень трудно. Даже когда требуется малое наше страдание – например, промолчать на какую-то напраслину, на недоверие, на холодность, равнодушие, раздражение, или ответить спокойно, доброжелательно, – бывает трудно. Проглотить, потерпеть… И даже если и «клевета ядовитая», даже если явная несправедливость: тебе, допустим, приписали какие-то низкие намерения, которых у тебя не было, у тебя были даже какие-то высокие соображения – и это можно стерпеть, понести как крест, как страдание, остаться яко нем не отверзаяй уст своих (Пс. 37, 14). Смириться, сказать себе: а разве не было такого, что ты думал нечто дурное, а никто об этом и не догадался? Да сколько угодно! Но эта несправедливость тебя устраивала? Понеси и другую. Разве не было такого, что ты когда-то думал, говорил о ком-то, воспринимал кого-то хуже, чем они есть? Наверняка это было, теперь ты можешь почувствовать, каково им это было. Даже предательство, любой чужой грех можно понести по-христиански, обратив на себя: вот какую боль причинял я, делая так, и еще хуже, ближнему. Ни один человек не относится к тебе хуже, чем ты есть, потому что ни один человек не заглядывал, не мерил твою бездну греховную – один Господь о ней знает. Жаль, что мы помолчим-помолчим – а потом всё и выскажем. Потерпим-потерпим, — а потом сорвемся. Вроде не думаем, не осуждаем, изо всех сил стараемся во всем видеть хотя бы долю своей вины, — а потом опять накатывают старые и новые обиды, и жалко себя, и так очевидны немощи ближнего… И – бросили терпеть, и не думать, не говорить, и все труды насмарку, все одним махом разрушено, креста уже нет. Возгордился – и сошел со креста. Осудил – и сошел со креста. Бросил терпеть – и сошел со креста. Можно очень долго терпеть, а потом сойти со креста мгновенно. Дьявол, конечно, все время хочет сделать так, чтобы мы сошли со креста. Так и Спасителю говорили: Сниди со Креста (Мф. 27, 40). Всё для этого делает: лишь бы только раздражились, осудили, ослабили, оставили пост, молитву, хранение ума, сердца, языка… Кайся – и снова бери крест. Другого пути нет. Несение креста – как сама жизнь – может быть только постоянным. Крест нужно донести до конца. Претерпевый до конца, той спасен будет (Мф:10, 22). Верный в мале, и во мнозе верен есть (Лк. 16, 10). Жизнь протекает в мелочах вроде бы, но сам выбор – это главное в течении нашей жизни. Из этого выбора она вся и составляется – как из минут составляются годы и вся жизнь, это и определяет ее качество. Когда мы не злимся, не даем сдачи, не огрызаемся, не надуваемся, даже не думаем ничего в свою защиту, не осуждаем про себя никого, когда мы страдаем, терпим – пусть даже самое малое, — это очень много. Мы не оставляем своего креста. Мы живем. Каждый миг этого страданья – это как чистое золото души, как драгоценные крупицы святости — жизни христианской, евангельской, небесной – уже на земле. Благой выбор – это путь жизни. Когда мы несем свой крест, мы действительно живем, мы идем путем ЖИЗНИ ВЕЧНОЙ. Крест – это путь на НЕБО. КРЕСТ — ЖИВОТВОРЯЩИЙ.