14 июня Церковь празднует Собор Всех Святых, во вселенной просиявших. В прошлое воскресение мы отмечали День рождения Матери-Церкви. Ныне чествуем людей, нашу Церковь прославивших – всех святых. Что это за люди? Чем они от нас отличаются?
«Святость – это и есть направление наших поисков. А соединение с Богом и реальное обоготворение духа человеческого – святая цель, достижение которой приносит победу над разрушением и, в конце концов, над самой смертью» (иеромонах Симон Безкровный)
Святые – это люди, которые достигли спасения, которые постигли Бога. Бог есть Личность и может быть познаваем личностями, которые обладают сознанием. А значит, каждый из нас может достичь спасения и узнать Бога лицом к Лицу.
Святые учат, что Истину невозможно познать лишь мыслью. Дух человеческий без образов, без видений и без мыслей зрит славу Всеобъемлющей Истины как Божественной Любви. Наша краткая жизнь похожа на облачко пара, безвозвратно сдуваемое ветром времени. Если наша жизнь только пар и роса на солнце, то все наши цепляния за нее и переживания по ее поводу не имеют решительно никакого смысла. Вечным является только Бог, Который по своей сути есть Добро и Любовь.
Распространенная ошибка на пути ко спасению – это постановка перед собой эгоистичных целей. Многие даже искренне верующие люди «спасением» называют выдуманную для самих себя ложь. Спасение, как цель, находится у них «где-то там», вне их самих. И в их представлении является комфортной формой индивидуального существования. Но Отцы учат другому. Спасение нужно искать внутри самих себя, так как Христос пребывает в глубине нашего сердца, и достичь Его возможно, только отказавшись от своего эгоизма.
Мирские знания о Боге умерщвляют душу пустыми, мертвыми сведениями. Тогда как Живому Богу нужны живые души, а не высохшие от скитаний по пескам внешней образованности.
В Божественной мудрости нет ни капли самодовольства. Она приходит к человеку не через рассудок, а через благодать тогда, когда душа пропитана солью Любви и сострадания. Сколько бы мы не играли словами, сколько бы не надмевались от избытка «богословских знаний», постичь Бога возможно только безмолвным сердцем – добрым, смиренным и любящим.
Образованный, но бездуховный, который пытается постичь Всевышний Разум, изощряя свой ум, похож на бескрылого птенца, который пытается взлететь на небо. Спасение обретается не в обилии знаний и слов, «Ибо Царство Божие не в слове, а в силе» (1 Кор.4:20).
Мир изменчив, в нем ежесекундно происходят перемены и превращения. Все, что создано, постоянно разрушается временем. Штукатурка мира все время трескается и обсыпается. На ней появляются новые формы, но и они со временем также будут уничтожены. Но основа мира, на которой все держится, которая не подвержена ни малейшим изменениям, есть Благодать Божия. Она единственная может избавить нас от страданий, спасти от смерти и дать покой Вечной Жизни.
Образованные и начитанные, в надежде познать Бога, мы начинаем строить логическую систему представлений о Его бытии. Но все попытки таких построений разбиваются о непредсказуемость и непонятность для нашего разума даже Промысла Божия, не говоря уже о бытии Бога. Только за пределами разума, логики и здравого смысла, в простоте мудрости и смиренного покоя человек обретает святость.
Бог, как основа мироздания, неизменен. Никто и ничто не может изменить Его Сущность.
Перед Богом бессмысленно играть роль праведника, Ему не нужно ничего объяснять, нет необходимости перед Ним оправдываться. Бог видит нашу суть, Его невозможно обмануть. От Бога нельзя спрятаться за лицемерным поведением. Только чистота и простота души может нам помочь выжить в кошмаре запутавшегося в грехах мира.
Правила, которые Он дал миру, так же, как и Бог, неизменны. Если ты хочешь жить вечностью Бога, ты должен стать по благодати тем, кем Бог является по Своей Природе. Любовь являет собой суть и основное правило бытия мира. Все от Нее исходит, на Ней стоит и Ею все держится. Потеря нравственного закона в душе неизбежно приведет к краху и кризису. Только те, кто будут следовать данному в Евангелии нравственному закону, стремиться к стяжанию чистоты сердца, благодати и святости, смогут соединиться с Высшим Благом и войти в Царство Божие.
Любовь являет собой суть и основное правило бытия мира. Все от Нее исходит, на Ней стоит и Ею все держится.
Спасение не может быть предметом корыстных устремлений. Оно не зависит от количества приобретенных знаний. Мы не может требовать от Бога никаких гарантий и не можем оставлять для себя, про запас, даже каплю эгоизма.
«Полюби Бога всем сердцем, и нет нужды в строгом аскетизме. Полюби Бога всей душой, и нет необходимости в исправлении поведения. Полюби Бога всем умом, и не нужно исправлять помыслы. Все сделает Божественная Благодать» (иеромонах Симон Безкровный).
Для того, чтобы исправить самого себя, не хватит и всей жизни. Нужно предать себя Богу без остатка и предоставить Ему возможность спасти нас. Самоосвящение – это духовный тупик. Всякое совершенство возможно только во Христе, самому по себе стать совершенным невозможно. Как бы мы строго не постились, как бы не умерщвляли свою плоть, благодать придет к тому, кто возлюбит Христа всем сердцем, всей душой своей и всем своим помышлением.
Нас освящает Христос, а не наши усилия, какими бы героическими они не были. Христа невозможно заменить ни постами, ни уставами, ни молитвами. Все это лишь подручные средства, но никак не цель. Те, кто возжелали увидеть Христа лицом к Лицу, оставили все земное позади себя. Самоотверженные, привыкшие к чистоте добродетельной жизни, безраздельно преданные Христу, могут мгновенно стяжать смиренную, кроткую благодать и освятиться во Христе Духом Святым. Остальные могут только утешаться своей мерой понимания спасения.
(Прот. Игорь Рябко Источник: СПЖ)

«Сегодня праздник всех святых. Сегодня каждый из нас поминает и своего святого и святых всех близких и родных, явленных святых и тех, кто не был явлен миру, кто покоится в тайне бытия. Каждый из нас при Крещении получает имя святого; этот святой делается молитвенником нашим, хранителем нашей жизни, защитником нашим против зла. Каждый из нас при Крещении делается как бы храмом именно в том смысле, как храм земной: земной храм делается местом вселения Живого Бога, и мы при Крещении делаемся частицей тела Христова, зданием крепким, очищенным, обновленным. И благодатью Троичной мы делаемся храмом Святого Духа: опять-таки при Крещении мы запечатлеваемся семью печатями, делаемся местом вселения Святого Духа. Но вместе с этим, как и всякий земной храм, мы получаем имя одного из людей, кто сумел быть тем, чем мы призваны быть: подлинными и истинными христианами, сумел сохранить цельность во Христе и богатство вселения Духа.
Вот почему так важно нам вспоминать того святого, во имя которого мы названы. Должны бы мы знать его жизнь, должны бы прибегать к нему в скорби и в радости, должны бы вдумываться в эту человеческую личность, с которой мы заботой родителей, заботой Церкви каким-то образом связаны. Сегодня мы все именинники, сегодня праздник всего Неба и всей земли: все Христовы дети вместе ликуют о том, что вместе со Христом они – одно тело, один дух, одна жизнь. Одни свой путь совершили, победили, увенчаны; другие – мы, на земле – продолжаем свой путь под их сенью, под заступничеством их молитв. Проживем же так, чтобы, когда мы станем перед лицом святых, во имя которых мы названы, перед лицом Живого Бога, Который овладел и телом и душой и всей судьбой нашей, нам не было стыдно, чтобы была радость у Господа и у тех, кому мы поручены, и у нас, что мы не посрамили ни святых наших заступников, ни Господа, Который нам доверил Свое имя и нам позволил быть здесь, на земле, образом Его присутствия. Аминь».
Митрополит Антоний Сурожский
16 июня 1968 г.