«Жизнь идет и складывается не так, как мы хотим, но потом будет так. Не всегда мы знаем. Бывает так, что всё наоборот. Возникает какая-то ситуация. Например, в крупной фирме бухгалтер допускает серьезную ошибку. Всё летит под откос: приходит проверка за проверкой… Проходит 3 года — такая благодать наступает, когда люди понимают, от чего их отвели.
Поэтому не всегда скорби — это плохо. СКОРБИ — ЭТО ЛЕКАРСТВО для нас. Будем относиться к этому, как верующие люди. Давайте поблагодарим, ведь всё равно каждый в душе сам СКОРБИТ. Нам же не угодишь! Каждый, как бы он там ни говорил «Слава Богу. Всё хорошо» — каждый скорбит, не угодишь. Так давайте поблагодарим за эти скорби».
(Иерей Дионисий Вихров, 1 июля 2020 г.)

__________________________________________________________________________
«Я вспомнил один случай.
Лет тридцать назад, когда я еще жил в Ленинграде, на улице Орбели, однажды я возвращался из церкви, в девятом часу вечера.
Была осень, дождик моросил.
Я вылез из трамвая, на остановке было немало народа. Темновато, улица слабо освещена. Мне надо было перейти улицу и зайти в магазин (гастроном, который мы назвали «Стекляшка»).
Я стою, пережидаю, пока пройдут машины. Подошли два мужика, тоже ждут. Один большого роста, другой поменьше. Большой стоит, ждет, а товарищ смело перебежал улицу, не глядя на машины, и побежал в магазин (за бутылкой, как потом оказалось).
Большой стоял, стоял, надоело ему ждать, стал переходить улицу.
Одна машина затормозила перед ним, и он стал обходить жигули сзади. С досады он хлопнул ладонью по крыше машины.
И вдруг машина остановилась, вылезает из нее такой же верзила, и с кулаками набросился на мужика.
Рядом был сквер, большие деревья. И вот они в темноте, между деревьями, затеяли драку. Силы оказались примерно равны. То один наддаст, то другой получает. Валяют друг друга в грязи — дождик моросит.
Тут прибегает товарищ этого мужика, с двумя бутылками в руках. Вдвоем они быстро разделались с бедным шофером, он стал орать и падать.
Эти два приятеля подбежали к машине, выбили стекла и машину перевернули вверх колесами. Темно, бояться нечего, милиции там не бывает, спокойно ушли в темноту.
А этот бедолага, борец за справедливость, шатаясь, дотащился до машины. Руками машет, матерится, угрожает. Но что делать, «после драки кулаками не машут».
Вот какой промысл Божий об этом шофере: человек одержим был себялюбием и злобой. И вот Господь попускает искушение, чтобы человек понял, что без смирения, терпения, доброты жить невозможно — всё время будешь вляпываться в неприятные истории. Нет чтобы спокойно ехать дальше. Посмеялся бы и ехал себе домой: жена ждёт, дети кричат. Не выдержал даже легкого оскорбления — гордость: «Я тебе покажу». А теперь что? И сам избит капитально, и машине нужен большой ремонт.
Это вот, если ангел-хранитель отступит от человека (за злобу, за дерзость и наглость), то человек делается безумным, одержимым себялюбием и злобой. Тогда делает невесть что.
Он ещё кричал: «Я их найду, я так этого не оставлю». Ищи ветра в поле!
Вот, нашел человек новую цель в жизни!
А кто виноват, что ты не имеешь ни терпения, ни смирения, ни доброты, ни разумности?
По этой же причине сколько в жизни творится всяких зверств?! И сколько есть борцов за справедливость, за бесовскую справедливость, которая притворяется истиной.
Ведь всегда, все неприятные случаи — это следствия моих страстей: себялюбия, злобы, безумия и пр.
Чтобы человек осознал это, что сам во всем виноват, Господь и попускает всякие искушения.
Ехал человек и ехал, ни о чем не думал.
Как вдруг к нему как бы вопрос: а нет ли в тебе беса себялюбия, гордости, злобы? «Ну что вы, конечно нет». — «А вот сейчас мы и проверим!»
И начались сильное искушение — проверка, с небольшого, казалось бы, оскорбления — шлепок по крыше автомобиля.
Вот и проявилось наружу то, что было внутри.
И у нас во времена перестроек сколько явилось всякой гадости и лжи снаружи. Потому что всё это было внутри. Всё, что втайне, со временем является явно.
Меня поразило тогда, как из ничего могут возникнуть большие неприятности, если вести себя гордо, оставив смирение и доброту».
(о.Паисий, запись в дневнике 2012 г.)